ТАК СКОЛЬКО ЖЕ ЛЕТ ЧИСТОПОЛЮ? #нашчистополь Чтобы ответить на него, нужно разобраться, как вообще определяется возраст городов. Существуют три подхода выявления возраста населенных пунктов. Самый надежный и достоверный, это когда существует указ или распоряжение о постройке города либо населенного пункта. Увы, такие случаи при определения возраста древних городов крайне редки. 2. Археологический подход. Он связан с хронологией обнаруженных в ходе раскопок артефактов, позволяющих с большой долей вероятности утверждать о возрасте города.Однако у него есть недостаток: при этом нельзя установить точное время основание города. 3. Дата первого летописного упоминания. Если есть письменный документ — мы точно можем сказать о дате основания города. В прежнее советское время общепринятым подходом к определению возраста была дата первого летописного упоминания. Именно таким способом определена дата основания Москвы. Ипатьевская летопись сообщает, что ростово-суздальский князь Юрий Долгорукий пригласил своего военного союзника северского князя Святослава: » Приди ко мне брате в Москов на обед силен»…»в день пяток на похвалу святей Богородицы». Историки определили этот день как 4 апреля 1147 года. Возраст Чебоксар отсчитывают также от первого упоминания в русских летописях о походе воеводы Ивана Дмитриевича Руна на Казань в мае 1469 года: »Ночевали на Чебоксаре, а от Чебоксаря шли весь день, да и всю ночь шли, а приидоша под Казань на ранней зоре». С Казанью все несколько сложнее. Первое упоминание Казани в письменных источниках относиться к 1177-у году. И случилось это в историческом труде под названием «Казанская история», которую составил священник Иоанн Глазатый, Правда, считается, что эта часть книги написана более поздними переписчиками, отчего этот возраст подвергается сомнению. Тем не менее в 1977-м году в советском Татарстане собирались устроить торжества по поводу восьмисотлетия своего главного города. Были запланированы праздничные мероприятия, а власти республики даже напечатали памятные значки с соответствующей датой. Не прошло, Москва посчитала, что «нечего поперек батьки в пекло лезть». Первое же достоверное упоминание Казани встречается в «Рогожском летописце»: »В лето 6899 (1391) года новгородци Новагогорода Великаго и устьюжане выедоша в насаедах и ушкуех рекою Вяткою на низ и взяша Жукотин (опять наш Жукотин) и пограбиша весь и Казань…». В школьном учебнике истории мы читали когда-то, что в 1438 году булгарская крепость Иске Казань, стоящая в 40 километрах выше устья по течению Казанки, была захвачена свергнутым золотоордынским ханом Улу-Мухаммедом, который убил местного князя и перенёс крепость на современное место. Новообразованная Казань стала столицей Казанского ханства. Однако в новейшей истории России в методике определения даты основания Казани преобладал археологический подход. Согласно официальной версии, принятой в настоящее время, город был основан более 1000 лет назад. Предполагаемая дата возникновения городского поселения на месте Казани — 1004—1005 годы. Основанием для такой датировки является найденная во время раскопок на территории Казанского Кремля чешская монета, датированная правлением св. Вацлава, (предположительно, чеканки 929—930 годов). Следом за Казанью пошла и Елабуга. Не понравилась елабужцам позднее, по их мнению, время основания города, указанное в Большой российской энциклопедии. Вот описание Елабуги, взятое из этой энциклопедии: «Город Елабуга вырос из русского дворцового села Трёхсвятское, основанного во второй половине XVI века. На юго-западной окраине Елабуги, напротив устья реки Тойма, расположено Чёртово городище с 3 линиями земляных валов и рвов, и знаменитой каменной башней булгарского времени, сооружённой не позднее 2-й половины XIII века». Уже в наше время была подведена научная основа под обоснование тысячелетнего возраста Елабуги: »На основе комплексных археологических, исторических данных, учитывая частоту совпадения экспертных оценок хронологии датирующих находок из древнейшего слоя Елабужского городища и прилегающего посада, принимая во внимание заключения ведущих научных центров Российской Федерации, учёный совет Института истории АН РТ определил, что Елабуга возникла на рубеже X—XI веков и сформировалась как поселение городского типа к 1005 — 1010 годам». А чем мы хуже, подумали чебоксарцы, и вспомнили о археологических изысканиях, обязательных в советское время перед затоплением водохранилищ. Историки спохватились, что еще в начале 70-ых годов на территории будущего Чебоксарского водохранилища обнаружились интересные артефакты — в культурном слое 13-14 века была найдена мастерская с горнами, и не просто ремесленника, а ювелира, а также была найдена гончарная посуда, характерная для Золотой Орды и Средней Азии, а также цилиндрические висячие замки, распространенные в те времена в Восточной Европе, в том числе у волжских булгар. Историки и археологи республики,опираясь на лингвистические, летописные, картографические, источники, а также на данные, полученные в результате археологических раскопок, проведенных на территории столицы Чувашии в 1969 — 1973, 1979 — 1980 и 2003 — 2006 годах, объявили, что город Чебоксары был основан в 1237 году беженцами из разгромленной татаро-монголами Волжской Булгарии. Это официальное заключение, насколько оно убедительно, судите сами. Пора, наконец, вернуться к нашему Чистополю. Проведенное недавно с помпой 240-летие города связано всего лишь с присвоением Чистополю Императрицей и Самодержицей Всероссийской, Московской, Киевской, Владимирской, Новгородской, Царицей Казанской, Царицей Астраханской, Царицей Сибирской и прочая, и прочая, и прочая Екатериной II статуса уездного города. Теперь вспомним, что поселок Крутая гора, на территории которого находятся останки древнего Жукотина, ныне административно входит в состав города Чистополь. Авторитетные историки, признанные знатоки истории Волжской Булгарии, в частности советский, российский, татарстанский ученый, основатель казанской археологической школы, доктор исторических наук, профессор Альфред Хасанович Халиков, а также руководитель работ по археологическому исследованию Жукотина — Джукетау член-корреспондент АН РТ, доктор исторических наук, профессор Фаяз Шарипович Хузин и непосредственный участник раскопок городища и селищ Жукотина — Джукетау, кандидат исторических наук, автор монографии «Джукетау — город булгар на Каме» Наиль Гатиатуллович Набиуллин датируют основание Жукотина — Джукетау второй половиной X века. Об этом свидетельствуют находки бытовых предметов и украшений, характерных именно для того времени, найденных во время проведения археологических раскопок 90-тых годов на городище Джукетау. Это бипирамидальная сердоликовая бусина, тождественная амулетам, которые носили тюркоязычные кочевники евразийских степей преимущественно в X веке и посеребренный обломок арабского дирхема, чеканенного в первой половине X века (и здесь, как и в Казани, среди находок — монета). Исходя из вышеизложенных аргументов, если применять археологический подход к определению возраста нашего города, то автоматически получается, что зарождение, развитие и становление поселения Джукетау — Жукотин, которое в дальнейшем переросло в Чистополь, произошло во второй половине X века. А значит и возраст Чистополя — более 1000 лет. К тому времени ислам в Волжской Булгарии уже стал господствующей религией, активно стали развиваться города, с ними и ремесла, торговля, в том числе и с дальними странами. Вот в такое динамичное время и зародились городище и селища-посады города Жукотин — Джукетау, то есть городище и селища на территории современного Чистополя. Если среди читателей появятся критики археологического подхода к определению возраста Чистополя — обратитесь к примеру Казани и Елабуги. Если все-таки я вас не убедил, то есть совершенно неопровержимые доказательства существования древнего поселения на месте, где расположен современный Чистополь. И это не указ о основании города, не летописное упоминание, которое, зачастую, дописывали позже, или даже, что не редко, фальсифицировали бесценный манускрипт. Эти доказательства можно увидеть сейчас, в любое время, и даже дотронуться рукой до них рукой. Это надмогильные камни на мусульманском кладбище города Чистополь. На сегодня обнаружено около пятидесяти надгробий! Значительная часть памятников усопшим снабжена эпиграфическими надписями, значит похоронены под ними люди из богатого сословия, ведь выполнить надпись у резчика-каменотеса стоило немалых денег. Когда ученые-арабисты стали расшифровывать вырезанные строки эпитафий, а это происходило сравнительно недавно, в 90-тых годах прошлого века, выяснилась поразительная картина — надмогильные камни датированы началом XIV века! На одном из них, так ушедшем в землю, что можно прочесть лишь дату погребения, был высечен 890 год по хиджре, что соответствует 1290-1291 году! Дальше — больше, открытие следовало за открытием! Расшифрованная надпись надмогильного камня с обломанным верхним углом гласила, что под ним «погребен Исмагил, сын Маджар-кази, давшего воспитание ученым, любившего набожных, мечети воздвигавшего, множество благих дел совершившего». Год погребения усопшего — 711 год по хиджре, 1311-1312 по современному летоисчислению. В Персии и тюркоязычных странах термином «кази» называли шариатского судью, выносящего решение на основе самостоятельного толкования Корана и Сунны. Кази выполнял также нотариальные и некоторые административные функции на территории своего округа. Обычному мусульманину самостоятельное толкование священных книг не доверят, понятно, что стать кази мог только ученый, благочестивый и уважаемый человек. В некоторых мусульманских странах в светской и духовной иерархии кази находятся непосредственно за верховным правителем — султаном, халифом или ханом и являются его наместниками. Представляете какого уровня человек жил на территории Чистополя? Признанный эксперт по археологии Волжской Булгарии Наиль Гатиатуллович Набиуллин в своей монографии применяет термин «округ Джукетау», не путайте с летописным княжеством Джукетау, подразумевая под ним кроме селищ на территории самого Джукетау еще и близлежащие селища - Нарат-Елгинское, Кубасское, Змеевские, Булдырское, Утяковское, Белогорское, Сосновские, селище в Чистопольских Выселках и некоторые другие. Учитывая, что судя по эпитафиям, на территории мусульманского кладбища захоронены представители достаточно высокой городской прослойки общества, можно предположить, что после разорения и гибели центра княжества Джукетау, самого городища, функции управления могли перейти к ближайшему не столь затронутому войной посаду, которым вполне могло оказаться поселение на территории современного Чистополя. «Есть основание полагать, пишет Наиль Гатиатуллович, — что еще в домонгольское время на мысу при впадении речки Берняжки в Каму существовало укрепленное поселение, а вдоль побережья Берняжки — посад, за пределами которого располагались некрополи». «Именно здесь и могли проживать некоторые из упомянутых в летописях «Жукотинских князей», управлявших не только малыми поселениями, но и городами-спутниками Жукотинского округа.» К сожалению, опять к сожалению, участки, на которых, предположительно, могли быть найдены следы поселений домонгольского и золотоордынского периодов, а это Раскатова гора (район завода АСО) и Пикановка (район, прилегающий к Берняжке) никогда планомерно не исследовались из-за отсутствия финансирования, плотной городской застройки, а еще вернее, из-за отсутствия желания — кто же возьмет на себя труд пробивать археологические исследования в городе, который претендует на подтверждение тысячелетней истории. Чтобы окончательно всех запутать с возрастом города, покажу фотографии своих находок, сделанных этой осенью на берегу обмелевшей Камы. Это каменное рубило или долото, которым прекрасно можно было и тушу убитого животного разделать, и кости порубить, и использовать как орудие защиты я нашел под змеевским берегом. Там же встречаются камни, используемые в качестве грузил для сетей, о чем свидетельствуют аккуратно просверленные отверстия в центре камней. Еще мою коллекцию артефактов пополнил каменный же скребок, его еще называют иногда скребло, найденный под обрывом Крутушки. Само название говорит о его предназначении — снять и выскоблить шкуру, разделать мясо, можно даже корешки а земле выкопать. Что удивительно — кромка до сих пор острая. Эти каменные орудия труда, характерные, видимо, для эпохи неолита, являются неоспоримым фактом освоения человеком удобных для обитания мест в районе нашего Чистополя около четырех — пяти тысяч лет до нашей эры. P.S. Совсем свежие новости — Москва может быть старше на 200 лет. Об этом недавно официально заявил главный археолог Москвы Леонид Кондрашев, который открыл в Выставочном археологическом комплексе "Старый Гостиный Двор" выставку находок, сделанных в районе Кремля. Статья написана по материалам открытой печати и отражает точку зрения автора. Сергей Кронберг